Сколько страданий приносят профессиональные заболевания музыкантов, танцоров, художников! Этой теме мы и хотим посвятить свою статью. А ещё расскажем о натуральных препаратах, которые способны облегчить если не муки творчества, то хотя бы телесные муки.
Фраза о том, что красота спасёт мир, произнесенная одним из героев романа Ф. М. Достоевского, хорошо известна всем. Может быть, поэтому люди издавна стремятся запечатлеть «спасительницу» и своё отношение к ней самыми разными способами: в музыке, танце, живописи, скульптуре, одним словом – в произведениях искусства? Знаменитую фразу уже давно перефразировали: «Искусство спасёт мир». Кто из нас не восхищался необыкновенной лёгкостью и грациозностью балерины, виртуозностью музыканта, богатством палитры художника? Искусство очищает нас, делает сильнее, пробуждает в душах прекрасные чувства и помыслы. Мы начинаем ценить настоящую любовь, преданную дружбу, сострадание к ближнему. Порой кажется, что собственная жизнь творческих людей – сплошная сказка. К сожалению, это далеко от истины. За величайшими произведениями искусства, которым поклоняются миллионы, зачастую скрывается тяжелейший каждодневный труд, долгие годы поиска «себя», непонимание современников.
Содержание
Чем грозит святая к музыке любовь?
Знаменитые мудрецы утверждали, что музыка появилась на свет одновременно с сотворением мира. О силе её воздействия на человека размышляли древние философы: Пифагор, Платон, Аристотель. В наши дни доказано, что здоровье человека во многом зависит от эмоций, а над эмоциями властвует музыка. Она преобразует душу, меняет настроение, успокаивает в часы отдыха, помогает в работе, стимулирует мозговую активность, объединяет людей. Чтобы добиться такого влияния на человека, сыграть по нотам недостаточно, надо овладеть высокой исполнительской техникой. К достижению этой цели стремились музыканты всех времён и народов. И часто расплачивались своим здоровьем. «Святая к музыке любовь» имеет свою обратную сторону. Согласно статистическим данным, профессиональные заболевания музыкантов диагностируются у 90% представителей данной профессии по всему миру. При этом в 72% случаев они выявляются у лиц моложе 25 лет.
От подобных болезней страдали Р. Шуман, А. Скрябин, А. Тосканини, С. Рахманинов, С. Танеев, Д. Шостакович, Г. Нейгауз, Э. Изаи, Я Флиер, М. Юдин. Этот список можно продолжать бесконечно. Данная проблема остаётся актуальной и в наши дни.
Репетиции и выступления
Длительная игра на музыкальных инструментах в течение долгих часов репетиций и выступлений, совершение бесчисленного количества однообразных движений, постоянные попытки соединить быстроту и высокую координацию сопровождаются сильнейшим физическим перенапряжением рук. В какой-то мере это напоминает тренировки спортсмена, вызывающие сильное переутомление. А позволить себе полноценный отдых, пропуск репетиций недопустимо: это тотчас скажется на скорости (виртуозности) пальцев.
Добавим, что многие музыканты большую часть своего времени проводят в сидячем либо стоячем положении (в зависимости от инструмента). Это печальным образом отражается на позвоночнике и сосудах. Результат – боли в шее, пояснице, локте, пальцах, ограничение возможностей заниматься любимым делом и полный отказ от него, что сродни для творческого человека катастрофе, утере смысла жизни.
Роберт Шуман
Роберт Шуман, страстно добиваясь того, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще», занимался с упорством фанатика и для укрепления мышц пальцев использовал даже специальные упражнения, усиленные механическим устройством. Результаты «тренировки» не заставили себя долго ждать: была травмирована правая рука, средний палец навсегда потерял свою работоспособность. Лечение результатов не дало. О виртуозной игре пришлось забыть…
Профессиональные заболевания музыкантов
Профессиональные заболевания музыкантов связаны, как правило, с разбалансировкой двигательной системы: самую тяжёлую работу вынуждены выполнять слабые мышцы и связки, при этом крупные мышцы «простаивают», становятся вялыми, аморфными. Нарушается осанка, сближаются или смещаются позвонки, воспаляются связки, околосуставные ткани, сухожилия, синовиальные сумки суставов, сами суставы, мышцы, возникают растяжения, травмы, мышечный гипертонус, а ещё невралгии и защемления нервов, развиваются неврозы.
Пожалуй, одними из самых распространённых профессиональных заболеваний музыкантов являются артриты и деформирующие артрозы суставов пальцев рук и кистей. Постоянное движение и напряжение этих частей тела провоцирует развитие воспалительных заболеваний суставной или околосуставной ткани – артрита. Пальцы краснеют, начинают неметь, плохо сгибаются, отекают. Сильная ноющая боль не отпускает даже ночью. Воспаление постепенно разрушает хрящевую ткань. Так начинается опасное заболевание – артроз. Суставы деформируются. Теперь боль беспокоит человека только при движении, а в состоянии покоя стихает, покраснения и отёки тоже исчезают. Однако подвижность суставов и соединяемых ими костей ухудшается, суставы увеличиваются в размерах, появляется характерный хруст при совершении любых действий руками, нарушается мелкая моторика пальцев. В запущенных случаях всё может закончиться инвалидностью и невозможностью продолжать музыкальную карьеру. Широко распространённая сегодня в мире практика лечения артритов и артрозов стероидными и нестероидными противовоспалительными и противоболевыми препаратами направлена лишь на устранение симптомов заболеваний, но, к сожалению, не затрагивает саму их причину – разрушение хрящевой ткани.
Изучением профессиональных заболеваний музыкантов, их лечением и профилактикой занимаются Институт здоровья музыкантов имени Курта Зингера в Берлине (Kurt Singer Institute for Music Physiology and Musicians’ Health ) и научно-исследовательский институт имени Петера Оствальда при Кёльнской консерватории (Hochschule für Musik Köln).
Многих пожилых музыкантов беспокоит такое заболевание как остеопороз. При этом у них особенно часто страдают кисти и пальцы рук. Этот вопрос подробно исследовали ученые д.м.н., профессор В.И. Струков, к.м.н., доцент В.С. Животощук. Предлагаем вашему вниманию их научную работу “Новые принципы подхода к лечению деформирующего остеопороза пальцев кистей и стоп в пожилом и старческом возрасте”.
К совершенству сквозь боль и непосильный труд
Балет для рядового человека – необыкновенное, волшебное, чарующее действие. А его артисты – настоящие сказочные феи и эльфы. Они способны высоко взлетать, словно бабочки, парить над сценой, быстро и легко вращаться. Всё это настолько неправдоподобно и непостижимо, что кажется чем-то сверхъестественным, находящимся за гранью человеческих возможностей. Как им это удаётся? То, что для нас – праздник, для артистов балета – ежедневная изнурительная, но очень любимая работа. Добиться лёгкости и грациозности движений позволяют годы упорного труда, нередко сопровождающегося болью от вывихов, переломов и растяжений. К слову сказать, балет – едва ли не самый травмоопасный вид деятельности. Больше травм бывает лишь у спортсменов – горнолыжников или футболистов. Профессиональные болезни балерин – это, прежде всего, болезни костей и суставов, а также связочного аппарата.
Занятия балетом связаны с тяжёлыми физическими нагрузками, сопоставимыми с нагрузками спортсменов. Отличие в одном: танцоры работают на выносливость, а не на рекорды. Подсчитано, что артисты балета (мужчины) за одно выступление переносят около 2 т «груза». Они бессчётное число раз поднимают балерин, кружат их, снова ставят. А помимо выступлений есть ещё и тренировки:10-12 часов в день, 6 дней в неделю! На них тоже нужно поднимать «тяжести». Но физические нагрузки в балете испытывают не только представители сильной половины человечества. Средний вес балерины – 50 кг. И такую массу регулярно принимают на себя пальцы и передняя часть женской стопы (плюсневые кости), ведь большинство движений нужно выполнять на носочках (за счёт этого, собственно, и создаётся ощущение необыкновенной лёгкости). Нагрузка многократно усиливается прыжками. Это не предусмотрено природой, противоестественно для организма. У обычного человека передняя часть стопы вообще не несёт осевой нагрузки.
Профессиональные болезни балерин
Уже к 38 годам у балерин очень сильно деформируются стопы и пальцы, искривлённый большой палец провоцирует смещение всех остальных пальцев и верхнего свода стопы, крайние плюсневые кости расходятся в стороны, развивается статическое плоскостопие, связанное с ослаблением мышц и растяжением связок. Ситуацию усугубляет ношение неудобной, тесной обуви – пуантов. С годами стопы артисток покрываются мозолями и кровоподтёками, у больших пальцев выступают шишки, суставы воспаляются и болят.
Но это ещё «цветочки». От постоянных перегрузок стираются межпозвоночные диски, тазобедренные суставы поражаются артрозом, артритом, формируются характерные изменения скелета, появляется нестабильность поясничных позвонков (они становятся излишне подвижными и теряют способность удерживать тело в физиологическом положении при движении и в состоянии покоя), опускаются внутренние органы (из-за постоянных прыжков) и начинают давить на мочевой пузырь. Мало того, у молодых людей развивается болезнь, присущая, в основном, пожилым – остеопороз или снижение плотности костной ткани, из-за которой они гораздо чаще «простых смертных» ломают руки и ноги.
Почему это происходит?
Известно, что нагрузки на костный аппарат стимулируют обновление клеток костной ткани, увеличивают её плотность. Замечено, например, что у космонавтов длительное пребывание в состоянии невесомости, когда отсутствует нагрузка на кости и мышцы, вызывает значительную потерю костной массы. У артистов же балета, напротив, наблюдается избыток физической нагрузки. Оказывается, всё дело в том, что обновление костных клеток происходит во время отдыха. Если же интенсивные тренировки не чередуются с полноценным отдыхом, нарушается равновесие процессов формирования новых костных клеток, развивается дисбаланс между рассасыванием старой костной ткани (естественный процесс) и созданием новой. В результате кости становятся более тонкими и, соответственно, слабыми. Медики называют это явление «усталостью кости».
Ещё одну причину профессиональных болезней балерин выяснили американские учёные во главе с профессором Анной Хох из Висконсинского медицинского колледжа. Они провели исследование 22 молодых женщин – профессиональных артисток Милуокской балетной труппы (Milwaukee Ballet Company). Средний возраст участниц составлял 23 года, вес – 51 кг. Удалось установить, что источник проблем со здоровьем у всех «сказочных фей» один – неправильное питание, которое не способно в полной мере восполнить потраченную на тренировках энергию. Среди прочего (расстройство пищеварения, нарушение кровотока и лимфооттока, варикозное расширение вен голени, тромбофлебит, заболевания сердца, прекращение менструаций, воспалительные процессы органов малого таза, бесплодие и пр.) у 59% балерин обнаружился дефицит кальция, у 23% – костная минеральная недостаточность, иначе говоря, начальная фаза остеопороза. Так девушки столкнулись с проблемами женщин постклимактерического периода.
Десятки людей страдают на тренировках!
Чтобы организм успел приспособиться к повышению уровня физической нагрузки, необходимо достаточно времени потратить на разминку и разогрев суставов. Нередко такого времени попросту не хватает. Результат – повреждения связочного аппарата суставов при выполнении сложных элементов: травма передней связки позвоночника, тазобедренного сустава, ослабление и разбалтывание связочного аппарата стопы, разрыв связок стопы и голеностопного сустава и др.
В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. А в травматолого-ортопедической больнице Омска создано специальное отделение для артистов балета и спортсменов. Оно так и называется – отделение спортивно-балетной травмы. Еженедельно в него поступают десятки людей, пострадавших на тренировках. В задачу врачей входит не просто возвращение двигательной активности танцору, а ещё и способности танцевать.
Отказался от ходьбы в пользу живописи
Стремление к прекрасному – отличительная черта человека. Даже пещеры первобытных людей были украшены наскальными рисунками и фигурками людей и животных, вырезанными из подручных материалов. Древние ваятели пытались запечатлеть важные для них события, красоту окружающей природы. Что уж говорить о современном человеке? Многие не представляют интерьера своей квартиры без картин на стенах и статуэток. А ведь для кого-то это ежедневная, кропотливая и весьма тяжёлая работа. «Все великие художники – великие инвалиды», – утверждал немецкий писатель Томас Манн. И немалая доля правды в этом есть. Заболевания художников и скульпторов обусловлены особенностями их творческой деятельности.
Профессиональные заболевания художников и скульпторов
Длительное пребывание в стоячем или сидячем положении, постоянное напряжение кисти, запястья и пальцев рук, редкие перерывы в работе или их отсутствие, и безраздельная преданность искусству, пагубно сказываются на состоянии опорно-двигательного аппарата. У живописцев и ваятелей особенно страдают позвоночник и суставы. Классические примеры – Огюст Ренуар и Микеланджело Буонарроти.
Огюст Ренуар
Светлые и лёгкие картины Ренуара с изображением цветов, детей и женщин дарят ощущение тихого счастья, манят незамысловатыми радостями. Глядя на них, трудно поверить в то, что художник страдал тяжелейшим заболеванием суставов – ревматоидным артритом. При такой болезни иммунная система организма начинает атаковать синовиальную оболочку суставов (мягкую прокладку вокруг них), принимая её за инородное тело. Вокруг мелких суставов скапливается жидкость, они деформируются. Результат – боль, скованность, воспаление, охватывающие всё тело. А началось всё в 54 года с небольшой припухлости пястно-фаланговых и межфаланговых суставов кистей рук.
Каждое движение доставляло художнику неимоверное страдание, при этом год от года болезнь прогрессировала. Она сковывала суставы на несколько часов, не позволяя нормально работать. Чтобы дойти до своей мастерской (а это несколько сотен метров), больной вынужден был опираться на две палки. Врачи же, осматривая его, лишь сокрушённо качали головами и говорили, что медицина ничего не знает о таком недуге. Художник перепробовал все известные на то время способы лечения: пил антипирин (синтетическое обезболивающее), делал упражнения с полотенцем, стоившие ему неимоверных усилий, принимал целебные ванны на французском курорте Бурбон-ле-Бэн. Но всё оказалось напрасным. С курорта Ренуар возвращается уже не с палками, а на костылях, что неудивительно: курортное лечение при активной форме ревматоидного артрита противопоказано, т. к. провоцирует ухудшение состояния.
Чтобы хоть частично восстановить подвижность суставов, живописец решается на последнее средство: проведение нескольких небольших хирургических операций. О результатах пишет своему другу: «По правде говоря, нет ни малейшего улучшения, и я лишь всё больше и больше становлюсь калекой». Ренуар больше не встаёт с кресла. Непослушные пальцы не желают держать кисть, мастер привязывает её к руке и продолжает творить. Желая помочь своему талантливому товарищу, друзья приглашают ему одного из лучших медиков того времени Анри Готье. Лечебная гимнастика и особый режим, прописанные «светилом науки», совершают чудеса: художник встаёт с кресла и даже самостоятельно совершает несколько шагов, но… добровольно отказывается от всего этого. «Благодарю Вас, доктор. Вы светило! Но я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись», – произносит он. Огюст Ренуар больше не встанет с кресла.
Микеланджело Буонарроти
В 2016 году издание «Journal of the Royal Society of Medicine» («Королевский медицинский журнал») в статье «Osteoarthritis in the hands of Michelangelo Buonarroti» («Остеоартрит рук Микеланджело Буонарроти») опубликовало сенсационные результаты исследования. Его ведущий автор, специалист по реконструктивной и эстетической хирургии Давид Лаззери из римской клиники Villa Salaria, сообщил: «Из литературы известно, что Микеланджело страдал заболеванием суставов. Раньше считалось, что это была подагра, но наш анализ опровергает эту версию».
Учёные проанализировали три портрета различных художников, запечатлевших великого итальянского живописца, скульптора и архитектора в возрасте 60-65 лет (именно в этот период, во время работы над «Флорентийской Пьетой», болезнь впервые дала о себе знать), и пришли к выводу: виновником неисчислимых бед Микеланджело был остеоартрит (остеоартроз) – дегенеративное заболевание суставов, связанное с разрушением суставных хрящей. При нём изношенные хрящи теряют способность защищать кости от трения. Это вызывает боль и скованность движений.
Последние 15 лет своей жизни знаменитый мастер эпохи Возрождения создавал мировые шедевры, превозмогая ужасную боль. Однако он не только дожил до почтенного возраста (умер за 3 недели до своего 88-летия – по тем временам это считалось долгожительством), но и не переставал всё это время высекать, работать кистью и чертить, хотя из-за боли не мог отвечать на письма. Это делали под диктовку Микеланджело его друзья, а великий гений лишь ставил свою подпись. Специалисты утверждают, что именно неуёмное желание работать в ущерб собственному здоровью и стало причиной развития болезни. Но оно же давало ему и силы долгие годы бороться с ней и выходить победителем.
Искусство спасёт мир, а что спасёт людей искусства? Средство от профессиональных заболеваний костей и суставов
Совершенно очевидно: люди, которые своей работой дарят нам радость, счастье, исцеляют, не должны страдать. Им просто необходимо всегда оставаться в хорошей физической форме. Но как избавить танцоров балета, музыкантов, художников, скульпторов и других деятелей искусства от профессиональных заболеваний костей и суставов? На помощь творческим людям пришли российские учёные из Пензенского института усовершенствования врачей под руководством профессора медицины, д. м. н. Виллория Ивановича Струкова. Они совершили настоящий прорыв в области профилактики и лечения заболеваний костей и суставов.
Снижение уровня тестостерона в пожилом возрасте связано с угасанием репродуктивной функции. А почему он понижается у молодых? Оказывается, длительная интенсивная работа без сна и отдыха (а именно так и живет большинство людей искусства) вызывает значительное снижение тестостерона. Это доказал ещё в 1995 г. профессор, д. м. н., заслуженный деятель науки РФ Рошен Джафарович Сейфулла с группой единомышленников.
Восполнение недостатка тестостерона синтетическими гормонами чревато многочисленными побочными эффектами: повышением риска нарушений роста волос, развитием воспалительных заболеваний кожи и волосяных фолликулов, атеросклероза и других сердечно-сосудистых заболеваний, инвазивного рака молочной железы и пр.
Натуральное природное вещество!
Пензенские ученые предложили использовать не синтетические гормоны, а натуральное природное вещество, на основе которого организм сам вырабатывал бы недостающий тестостерон. Речь идет о продукте пчеловодства – трутневом расплоде, способном оказывать стимулирующее влияние на центральные механизмы регуляции интенсивности образования андрогенов и при этом не являющимся гормонозаменителем.
Усилив его действие цитратом кальция и витамином Д, профессор Струков со своей командой создал группу уникальных высокоэффективных препаратов для профилактики остеопороза, артрита, артроза и даже пародонтоза. Сюда нужно отнести: «Остеомед», «Остеомед Форте» и «Остео-Вит».
В 2009 году на базе Центра остеопороза Пензенского института усовершенствования врачей были проведены исследования (подробнее о них можно прочитать в журнале «Поликлиника» №1 за 2013 год), подтвердившие эффективность названных препаратов. Было установлено, что в 50% случаев размеры костных полостей (своеобразные «дупла», которые образуются в костях при остеопорозе) уменьшаются, в 25% – они закрываются совсем. Практика применения биодобавки «Остеомед» в дозировке по 2 таблетки 3 раза в день ежедневно более чем у тысячи больных артрозом и артритом показала, что:
– процессы развития артроза и артрита останавливаются и поворачиваются вспять, отмечается положительная динамика основных клинических, инструментальных и биохимических показателей;
– уже через 1-3 месяца от начала приёма препарата частота болевого синдрома и его выраженность уменьшаются в 3 раза, улучшается подвижность суставов, что позволяет отказаться от применения нестероидных противовоспалительных средств;
– через 6-9 месяцев лечения больные, которые не могли двигаться из-за сильнейших болей, начинают передвигаться и обслуживать себя сами;
– при длительном приёме (более 9 месяцев) значимые результаты достигаются у 100% пациентов.
Исследования
Отдельно проводилось исследование влияния приёма препарата «Остеомед» на скорость сращивания переломов. Было установлено, что препарат позволяет костям срастаться значительно быстрее.
Добавим, что недавно исследования группы шведских учёных во главе с Миртой Пиквер из госпиталя Скейн при Лундском университете установили, что большое значение имеет для суставов тестостерон. Наблюдения за 33 000 человек в течение 50 лет позволили сделать сенсационное открытие: недостаток этого гормона в молодом возрасте значительно увеличивает риск возникновения заболеваний суставов в будущем. Дело в том, что тестостерон оказывает влияние на количество синовиальной жидкости (суставной смазки), регулирует работу хондрогенных клеток хрящевой ткани, которые под его влиянием «приобретают специализацию», становятся хондробластами – молодыми клетками, производящими коллаген, эластин, межклеточное вещество. Последние, в свою очередь, превращаются в хондроциты – зрелые клетки хрящевой ткани, поддерживающие на определённом уровне обменные процессы в ней. Также андроген стимулирует биосинтетические процессы в хрящах, влияя на восстановление их тканей.
Но это ещё не всё. E. C. Toк с группой единомышленников, обследовав 178 женщин, установил взаимосвязь тестостерона с минеральной плотностью костной ткани. Итак, не вызывает сомнений факт, что тестостерон делает кости плотнее.
Немаловажно, что препараты группы «Остеомед» практически не вызывают побочных эффектов (разве что аллергическая реакция, как при употреблении любого апипродукта) и не имеют противопоказаний. Это современные препараты, способные быстро, эффективно и безопасно помочь при профессиональных заболеваниях музыкантов, танцоров и художников.